Категорийный менеджмент: современная система управления эффективностью ассортимента 
Цели и результаты тренинга: 
• Формирование комплексного представления окатегорийном менеджменте, его возможностях для обеспечения конкурентоспособности компании 
• Улучшение навыков по работе с поставщиками 
• Повышение рентабельности бизнеса 
• Оптимизация полочного пространства 
• Снижение рисков ведения бизнеса 
• Развитие продаж и управляемости компании 
• Формирование единой системы обслуживания и коммуникаций с клиентами 
• Обсуждение ситуаций из практики 
ПРОГРАММА 
1.Организация системы категорийного менеджмента в компании 
◦ История создания системы категорийного менеджмента (КМ) 
◦ Задачи КМ 
◦ Российская и мировая практика организационного проектирования системы КМ (виды оргструктур, взаимодействие со смежными подразделениями) 
◦ Профессиональные компетенции и личностные особенности категорийного менеджера 
◦ Должностные обязанности категорийного менеджера и точки контроля эффективности его работы 
◦ Регламентация бизнес-процессов КМ 
◦ Инструменты КМ, необходимые для внедрения в компании 
Отраслевые тенденции и анализ рынков 
◦ Макротренды, определяющие особенности покупательского поведения что изменилось в мотивации принятия решения о покупке, как покупатель выбирает товар, какие источники информации использует 
◦ Ценовые тренды на рынках 
◦ Ассортиментные тренды на рынках 
◦ Перспективные ассортиментные направления, чем будет выгодно торговать в ближайшем будущем 
◦ Задачи КМ для поддержания отраслевых изменений 
Практика: Проведение маркетингового анализа, Анализ покупательского поведения. 
2. Стратегия розничной компании иее взаимосвязь с КМ 
◦ Виды стратегий розничной компании (по отрасли/рынку, продукту, цене) 
◦ Целевая покупательская группа ипринципы работы сней 
◦ Политика создания устойчивых конкурентных преимуществ 
◦ Показатели для анализа эффективности ассортиментной и ценовой стратегии 
◦ Анализ конкурентных стратегий на примере ритейлеров в России 
Практика: Разработка бизнес-модели, ориентированной нацелевые стратегические показатели 
Структурирование ассортимента иформирование категорий 
◦ Классификация ассортимента: современные подходы кпостроению классификаторов 
◦ Потребительские свойства товаров, входящих вассортимент, ихвзаимодействие и влияние на мнение покупателя 
◦ Типичные ошибки при построении классификаторов 
◦ Выделение категорий товаров 
◦ Форматы магазинов. Коррекция ассортимента в зависимости от формата 
Практика: Формирование ассортиментной матрицы категории по форматам магазина. 
! Важно, чтобы одновременно в компании велась работа по формированию классификатора и развитию IT-системы. 
3. Аналитические инструменты КМ 
▪ Методы анализа категорий 
▪ Система отчетности и анализа в компании 
▪ ABC/ XYZ-анализ: плюсы иминусы, специфика, наиболее распространенные ошибки, условия эффективности идостоверности 
▪ Анализ развития ассортимента потоварным категориям итоварам, ихформирующих. Выделение ианализ факторов, влияющих нанаправление развития 
▪ Margin-sales-анализ: средство оптимизации цен 
▪ LFM-анализ: выявление товаров генераторов лояльности/ денежных потоков 
Практика: Построение форм отчетности, Проведение анализа эффективности категории 
Тактика управления ассортиментом 
▪ Оптимизация ассортимента: правила ввода-вывода товаров изассортимента 
▪ Работа с новинками 
▪ Жизненный цикл продукта 
▪ Работа с PL 
Практика: План работы по введению товара-новинки 
4.Управление ценами и прибылью 
▪ Стратегии ценообразования 
▪ Способы формирования цен 
▪ Ошибки при управлении ценами иихпоследствия впрактических примерах 
Практика: Определение чувствительности покупателя к цене Акции ипрограммы лояльности 
▪ Планирование скидок ираспродаж. Что такое contribution или как правильно рассчитать снижение цены 
▪ Что такое лояльность потребителя, как лояльность влияет на показатели продаж 
▪ Что стимулирует покупателя скидки или бонусы 
▪ Ошибки при разработке программ лояльности, источники потери прибыли 
▪ Виды стимулирующих приемов 
▪ Акции от розничной компании и акции от поставщика 
▪ План маркетинговых активностей 
Практика: Разработка условий и механизма проведения стимулирующей акции 5. Организация системы закупки 
▪ Методы прогнозирования продаж и составление плана поставок 
▪ Управление поставками, документирование договоренностей 
▪ Ответственность поставщика за соблюдение договорных условий 
▪ Оценка поставщика и перспективности работы с ним 
▪ Правила эффективных переговоров с потенциальными и действующими поставщиками 
Практика: Формирование системы ранжирования поставщиков 
Переговоры с поставщиками Деловые коммуникации 
▪ Этапы и приемы для изменения взглядов взрослого человека 
(Гарвардская схема). Цикл переговоров 
▪ Коммуникации в переговорах 6 правил 
▪ Фильтры восприятия источники непонимания между взрослыми людьми. Как выявить фильтры, как использовать. Теория вопросов. Как использовать вопросы в переговорах? 
▪ Опосредованные коммуникации (телефон, деловое письмо) особенности, фишки 
Эффективные переговоры и инструменты 
▪ Стратегии презентации и аргументации 
▪ Маски и роли переговорщика 
▪ Аргументация по объему и цене контракта 
▪ Возражения поставщика и работа с ними 
▪ Протоколирование договоренностей и контроль их исполнения 
(контроль ведения сделки) 
▪ Договорная кампания